четверг, 20 июня 2019 г.

Если скучно сидеть дома

Игры от Джаннни Родари

Джанни Родари учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни - в автобусе, в машине, по дороге в школу и детский сад.
✔1. Напишите любое слово. Например “кошка”. Придумайте слова, которые начинаются на его первые буквы, то есть на “к”, “о”, “ш”, “к”” и “а”. Допустим, у вас получилось “катер”, “окно”, “штора”, “кит” и “азбука”. А теперь попробуйте придумать стихотворение, в котором будут использованы эти слова.

✔2. Возьмите любое слово. Например, «мячик». Попробуйте вместе с ребенком придумать рассказ про мячик.
✔3. Попробуйте вместе придумать фантастический вопрос. Например: «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил ?» Придумайте вместе рассказ на эту тему.
✔4. Деформируйте слова. Допустим, можно добавлять ко всем словам префикс «не», «раз», «мини», «би» или «три» («трёхкорова»), «анти» (антизонт). И дальше фантазируйте сколько угодно с получившимися персонажами.
✔5. Используйте грамматические ошибки в тетрадях ваших детей. Возьмите любое слово, написанное с ошибкой и придумайте про него историю.
✔6. Вырежьте заголовки из статей, сгруппируйте их – и получится целая поэма. Например: «Купол собора святого Петра, раненный ударом кинжала, ограбив кассу, сбежал в Австралию».
✔7. Помните старую игру с записками и вопросами? «Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Что сказали люди? Чем кончилось?» Это гениальный способ сочинять рассказы и развивать фантазию.
✔8. Выпишите любую фразу из стихотворения. Например: «Семь пар ботинок износил я». Попробуйте, зажмурившись, услышать в ней мешанину звуков и перефразировать. У Джанни Родари получилось: «Семь швабр один я не осилю». Это почти что игра в испорченный телефон.
✔9. Можно взять любое существительное и облечь его в форму загадки. Как, например, морковь – «Сидит девица в темнице, а коса на улице». А вы придумайте загадку на своё слово. Оптимально, если у вас получится в стихотворной форме.
✔10. Придумайте лжезагадку. Это такая загадка, в которой уже есть ответ, но он зашифрован. Вариант Джанни Родари:
-Слово «редиска» один недоумок
-В своём огороде посеять надумал.
-Вопрос возникает такого порядка:
-Слова иль редиски взошли на грядке?
✔11. Перевирайте сказки! «Жила была девочка, которую звали Желтая шапочка»… Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново.
✔12. Возьмите пять слов из знакомой сказки. Например: «девочка», «волк», «цветы», «лес». «бабушка» и шестое слово, постороннее. Скажем, «вертолет». Придумайте историю с этими шестью словами.
✔13. Выворачивайте сказки наизнанку: «Красная шапочка злая, а волк добрый». А как дальше разворачивались события?
✔14. Придумывайте продолжения сказок.
✔15. Отличный вариант – салат из сказок. «Красная шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика». И что же было дальше?
✔16. Возьмите сюжетную линию любой сказки и поменяйте персонажей. Вместо «Золушка живет с Мачехой» может получится «Дельфина – бедная родственница владелицы красильни в Модене». У вас получится свой, неповторимый сюжет.
✔17. Наклейте на 50 картонных карточек картинки, вырезанные из газет и журналов. Пусть взрослый вытащит одну карточку и начнет свое повествование. Ребенок должен следующим взять карточку и продолжить рассказ, но его часть рассказа должна быть связана с вашей.
Источник: мama.club

101 способ занять ребёнка летом, не потратив ни копейки

Первые  летние  каникулы продолжаются! Это настоящая головная боль для родителей, ведь детей надо будет чем-то занимать в течение трех месяцев. Блог Living Richly on a Budget предлагает 101 способ, как интересно провести время с детьми летом, при этом почти бесплатно.

1. Сходите в какой-нибудь интересный музей (в музеях для детей обычно бывает скидка)
2. Сделайте гитару или другие музыкальные инструменты своими руками
3. Постройте шалаш дома или в лесу
4. Испеките печенье

5. Сделайте фруктовый лед
6. Сыграйте в настольные игры
7. Запустите воздушного змея
8. Сделайте дома картонную кухню
9. Сочините вместе рассказ
10. Создайте домашнюю газету или журнал
11. Сделайте вместе кинеограф
12. Устройте пикник
13. Постройте замок из песка
14. Покатайтесь на велосипедах
15. Займитесь охотой на мусор
16. Посадите и вырастите растения
17. Снимите собственный фильм и отредактируйте его вместе на компьютере
18. Устройте небольшой палаточный лагерь во дворе дома
19. Сделайте из бумаги самолетик, который дольше всего летит
20. Сделайте лодку из корзины для грязного белья
21. Нарисуйте комиксы
22. Займитесь скрапбукингом
23. Сделайте самодельные игральные карты
24. Сходите в библиотеку и выберите вместе какую-нибудь книгу
25. Выберите, куда можно сходить со скидкой с помощью различных сайтов со скидками
26. Устройте дискотеку
27. Сходите в парк, где есть спортивные сооружения и пруд. Сейчас в крупных городах много таких парков, где дети могут играть совершенно бесплатно
28. Сходите в зоомагазин. Там можно посмотреть на животных
29. Устройте кинотеатр дома: сделайте сами попкорн и выберите фильм, который хочется посмотреть
30. Сделайте картонный замок
31. Сходите в гости к друзьям или родственникам
32. Сыграйте в прятки
33. Сходите на бесплатный мастер-класс. Их много в парках, музеях и библиотеках
34. Сделайте секретики под стеклышком
35. Сходите в боулинг. Иногда детей пускают туда бесплатно или за минимальную плату
36. Побывайте на ферме
37. Побывайте в зоопарке
38. Научитесь делать фокусы
39. Сделайте молочный коктейль или мороженое
40. Покатайтесь на поезде или троллейбусе
41. Напишите письма своим родственникам и друзьям и отправьте их по обычной почте
42. Соберите старые вещи и передайте их в благотворительный фонд
43. Сделайте танцующую массу из крахмала
44. Сделайте домашнюю пиццу
45. Сделайте домашний холодный чай
46. Сыграйте в летающую тарелку
47. Разведите костер и пожарьте на нем хлеб или сосиски
48. Сделайте палаточный лагерь в комнате
49. Сходите на какие-нибудь бесплатные мероприятия в библиотеке
50. Научите детей играть в шахматы
51. Порисуйте пальчиковыми красками
52. Устройте охоту на бабочек
53. Сделайте пластилин своими руками
54. Сделайте домашние кексы и декорируйте их глазурью
55. Создайте самодельный вулкан из клея, пищевой соды и уксуса
56. Организуйте игрушечное чаепитие
57. Покормите птиц
58. Собирайте вместе урожай на даче или на подоконнике
59. Поиграйте в самодельную настольную игру
60. Сделайте прыгалки своими руками
61. Сделайте веревочную лестницу
62. Сделайте бумажную гадалку
63. Сделайте фонарик
64. Сделайте простых животных из оригами
65. Сделайте бумажные украшения
66. Сыграйте в сокс
67. Сделайте цветы из салфеток
68. Сыграйте в камешки
69. Сделайте маски из бумажных тарелок
70. Вырежьте бумажных кукол, используя бесплатные шаблоны
71. Сыграйте в магазин с бумажными деньгами, которые можно вырезать из шаблонов
72. Сделайте свой теневой театр
73. Сделайте ожерелье или венок из цветов
74. Научитесь простым методам шифрования текста
75. Сделайте бумажные лодки и пустите их по воде
76. Сделайте игрушку «капитошка» своими руками
77. Сделайте пирамидку из стаканов
78. С совсем маленькими детьми можно весело провести время, разрывая старые журналы
79. Поиграйте в манкалу
80. Постройте замок с помощью теста из кукурузной муки
81. Сделайте сенсорную коробку
82. Сделайте животных из воздушных шариков
83. Соберите поезд из картонных коробок
84. Сделайте из картона кроватку для кукол
85. Сделайте домики с помощью пакетиков из-под сока
86. Сделайте домашний кукольный театр из картона и бумаги
87. Сделайте облака из ваты
88. Выжимайте сок без соковыжималки
89. Смастерите картонный пиратский корабль
90. Или картонный аквариум
91. Сделайте семью ежей из спичек и пластилина
92. Сделайте домашнюю песочницу с помощью пустых контейнеров для хранения вещей
94. Проведите с детьми научные опыты в домашних условиях
95. Сделайте лазерные мечи из «Звездных войн» с помощью аквапалок
96. Сделайте разных животных, декорации и даже дома с помощью рулонов из-под туалетной бумаги
97. Сделайте гольф своими руками
98. Смастерите самодельные летающие тарелки
99. Сделайте лабиринт своими руками
100. Сделайте для детей полосу препятствий из подручных материалов
101. Сделайте гигантские мыльные пузыри

 
Источник: http://bg.ru/kids/101_sposob_zanjat_detej_letom_ne_po..

вторник, 18 июня 2019 г.

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Волшебные упражнения для развития техники чтения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов.

 Перечень специальных  упражнений:
  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Книжн... полочка.
Нов... футболочка.
Больш... ложка.
Рыж... кошка.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Он делиться не .......
И еще вот такие:
Ок-ок-ок — мы построим .......
Юк-юк-юк — поломался наш ......
Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.
При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Так как  ваш школьник еще только перешел во 2 класс и с чтением у него пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.
Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать  успехи.
Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило!
Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!